К вопросу модернизации своей ИТ-инфраструктуры каждый заказчик подходит
по-своему. Одни уверены: «не трогай, пока работает». Другие же «заливают» свои
ИТ-отделы деньгами, считая, что чем больше оборудования куплено, тем лучше.
Кто же из них прав?
На вопрос «Модернизировать или подождать?» у каждого заказчика свой ответ. Кто-то уверен: «не трогай, пока работает». Но я считаю, что это больше не про «железо», а про ПО. Что же касается оборудования, то данное выражение если и будет справедливым, то, увы, очень недолго. Постоянно происходит обновление линеек оборудования, техника, которая была поставлена раньше, устаревает. И если ее не модернизировать, то рано или поздно она выходит из строя.
У каждого устройства есть свой жизненный цикл. Производители обеспечивают собственную поддержку новым моделям, но через 3-4 года оборудование перестает быть «новым» и становится «разумным». Поддерживать его в рабочем состоянии клиент может сам, приобретая компоненты и запчасти, проводя профилактический и экстренный ремонт и т. д., либо поставить его на техподдержку во внешнем сервис-центре.
Но вот после того как оборудованию исполнится больше 5-7 лет, почти все эти возможности пропадают: приобрести компоненты для него уже проблема, актуальная техподдержка отсутствует – любой выход техники из строя может привести к катастрофическим последствиям. И чем старше оборудование, тем пропорционально сложнее будет решение этих проблем. Поэтому все бизнескритичные приложения необходимо держать только на новом «железе», находящемся на поддержке у производителя, а модернизацией оборудования заниматься «ежедневно».
Чтобы не случилось так, как с одним нашим заказчиком – крупным проектным институтом. Клиент осуществил, на первый взгляд, успешно очень серьезный проект по модернизации инфраструктуры. Но по сути он превратился в бессмысленно потраченные деньги.
Инсталлировав надежную и современную (в тот момент) СХД, заказчик лишь год спустя поставил похожую систему в новом ЦОДе. Еще через год у него случились финансовые трудности, поэтому серверы он купил только на четвертый год реализации проекта. В результате реализация проекта по построению катастрофоустойчивого кластера – мечты любого администратора – заняла 4 года! И к тому времени, когда он был запущен, первая СХД (стоимостью около 150–200 тыс. долл.), морально устарела и требовала перевода на пост-гарантийную поддержку, а производитель за это время предложил рынку не просто новые модели, а новое поколение СХД. И, хотя мы и смогли построить катастрофоустойчивое решение, заказчик, увы, не успел прочувствовать все преимущества использования нового оборудования.
Поэтому думать о модернизации надо комплексно: проект, даже не в полном объеме, необходимо сразу запускать в производство. Это позволит уже на начальной стадии выявить ошибки и недочеты и дорабатывать его, учитывая текущие задачи предприятия.
Есть и такие клиенты, которые понимают, что отложенная модернизация приводит к накоплению «технического долга» и лавинообразному росту количества технических проблем. Еще один наш клиент, крупный логистический оператор, проводил серьезную модернизацию инфраструктуры (а это была брендовая, «белая» техника) раз в 7-8 лет.
Вследствие накопившейся за это время усталости и морального устаревания оборудования аварии стали возникать все чаще, а время простоя «железа» увеличилось с нескольких часов до неприемлемых для логистов нескольких суток. И тогда заказчик решил модернизировать сразу всю инфраструктуру, что вылилось в очень серьезные финансовые вложения. Да и с точки зрения внедрения проект оказался непростым. Если бы заказчик проводил смену оборудования постепенно, модернизация была не такой
болезненной. Но в этом случае без революции было уже не обойтись. Зато теперь, имея такой опыт, заказчик, модернизирует свою инфраструктуру плавно, не допуская подобных провалов.
Но есть заказчики и с прямо противоположным подходом к этому вопросу. Помню, некоторое время назад был у нас один клиент, который буквально «заливал» ИТ-отдел деньгами: руководство считало, что чем больше оборудования будет куплено, тем будет лучше. Излишнее расходование средств? Возможно. Зато в нынешней не благоприятной для всех финансовой обстановке, у этой компании есть запас «железа» для спокойной работы. Оно, конечно, немного морально устарело, но его достаточно для создания безотказной системы. Поэтому, если есть бюджеты, то надо их осваивать – приобретать оборудование. Но с умом! Основным фактором при формировании инфраструктуры должно стать понимание, что ни «железо», ни ПО, как таковые, никому не нужны. То, из чего именно будет строиться инфраструктура заказчика, зависит от задач, которые ему надо решить, чтобы заработать еще больше денег. Выбор оборудования должен идти от реальных потребностей клиента. Поэтому действительно успешные, динамично развивающиеся компании внедряют у себя новое оборудование под запуск нового проекта, причем делают это плавно: сначала устанавливают его как тестовое, постепенно переводят его на первые позиции. А когда новое «железо» становится боевым, устаревшее переходит в тест. И таким образом происходит ротация техники.
Плюс этого подхода не только в том, что заказчик получает возможность использовать свежее оборудование, но и в том, что именно в таких компаниях работает максимально грамотный персонал. Если в компании происходит постоянная смена оборудования, айтишник должен объяснить пользователям, как работать с новым «железом», т. е. изучить его. А грамотные, постоянно развивающиеся, двигающиеся в ногу со временем сотрудники – это, пожалуй, главный фактор устойчивости каждой компании».